Новости региона

Отмечается столетие железнодорожной линии Москва - Брянск

18.08.2009

О необходимости развития железнодорожной сети на юго-запад от Москвы, в том числе линии до Брянска, поговаривать начали ещё в 1840-х годах XIX века… Особо ратовали за строительство железной дороги между Брянском и Москвой с «заходом» в Калугу местные земства. Жалуясь на неурожайные годы и сокращения рабочих на Мальцевских заводах, представители земских учреждений убеждали, что сооружение линии откроет возможность «добыть средства к пропитанию» для лишённого заработков населения.

Однако министр финансов Иван Вышнеградский посчитал в 1892 году, что линия, пролегая в районе «Московско-Курской ж.д., должна неминуемо отвлечь от сей последней часть грузов, как местных, так и транзитных, идущих ныне в Москву и обратно». Это в свою очередь «нанесёт существенный ущерб её доходности и вместе с тем государственному казначейству, принимающему участие в прибылях названной дороги». Такое заключение коллеги поддержали и в Министерстве путей сообщения, что окончательно решило судьбу магистрали.

Неожиданное решение вопроса пришло спустя три года. Общество Московско-Киевско-Воронежской железной дороги, набиравшее в то время силу, само обратилось в Министерство путей сообщения с предложением о строительстве железнодорожного пути между Москвой и Брянском. Чиновники быстро оценили все выгоды проекта и одобрили его.

Согласно техническим условиям, утверждённым летом 1896 года, общая протяжённость новой однопутной железной дороги с несколькими ветками должна была составить 405,5 версты. При этом проектом предусматривалась пропускная способность линии в две пары пассажирских и три пары товарных поездов в сутки. Чтобы «развести» встречные поезда, на перегонах длиной более 15 вёрст предлагалось отсыпать специальные площадки «для устройства разъездов».

Параллельно с работой над проектом правление Московско-Киевско-Воронежской железной дороги обратилось в Московскую городскую думу с просьбой о выделении в Дорогомилове участка земли, известного под названием «Бережковские огороды». Под размещение пассажирской и товарной станции он подходил как нельзя лучше — здесь было множество свободных площадей, а уж с владельцами огородов и дровяных складов договориться всегда можно.

Городская дума пошла навстречу железнодорожникам, передав в собственность общества более 88,6 тыс. кв. сажен земли, в том числе принадлежавших церкви Тихвинской Божьей Матери. Одновременно город потребовал обустроить прилегающую территорию и заодно соорудить новый Бородинский мост.

В июне 1899 года железная дорога была предъявлена к сдаче в эксплуатацию. Приёмная комиссия Министерства путей сообщения дала добро на открытие движения со скоростью 40 вёрст в час после «приведения переездов в проезжее состояние». Хотя кое-где по причине неполного балластного слоя пришлось ограничить скорость до 20 и даже 10 вёрст. Тем не менее в августе того же года по новой магистрали прошёл первый почтово-пассажирский состав, который и дал старт регулярному движению. В последующем по линии курсировали всего два пассажирских поезда. Товарные же перевозки с первых дней стали активно расти, так как Дорогомилово оказалось единственным местом в городе, где железнодорожные перевозки легко было увязать с Москвой-рекой и развивающимся судоходством.

Незадолго до открытия движения — 29 июня 1899 года — состоялось и освящение помещений Брянского вокзала. Новое здание вокзала по проекту инженера Ивана Рерберга заложили в 1913 году. В 1934 году вокзал переименовали в Киевский.

Источник: http://news.mail.ru/inregions/center/32/2827844/